10 июля 2021
Город
Новый урбанизм — возвращение к мировым концепциям
Ко второй половине XX века мегаполисы превратились в огромные промышленно-деловые центры, в которых благополучие людей не стояло на первом месте. Город диктовал людям правила, под которые подстраивалось их существование.
Все это отразилось на инфраструктуре и жизненном ритме — четкое деление на жилые, деловые, промышленные и развлекательные зоны привели к пробкам, долгой дороге на работу и обратно, нехватке парковок.

l5Jk_wACnpM.jpg
Площадь Тосканы в Валь-д-Эроп под Парижем

Новый урбанизм — это протест против крупных индустриальных городов. Его адепты стремились к тому, чтобы мегаполисы снова начали служить своим жителям и стали катализатором социальных отношений.
В картине новоурбанистического мира люди чаще ходят пешком, единятся с природой и общаются с соседями. Значит, решение — это разделение города на небольшие жилые районы, в которых объекты инфраструктуры находятся в пределах десятиминутной ходьбы. В этом читается образ средневекового города, где необходимое близко и все друг друга знают. Получается, что новый урбанизм — это возвращение к истокам? Да, но с применением инноваций и с учетом экологичности.
Базовые принципы
Основатели Нового урбанизма сформулировали основные принципы направления.

1. Десятиминутная пешеходная доступность инфраструктуры: школ, магазинов, бизнес-центров, заправок, ресторанов и так далее.
2. Развитая сеть велодорожек и пешеходных зон.
3. Разноэтажная застройка: преобладание средних и малых этажей над высокими.
4. Единая городская сеть улиц с равномерным распределением автомобильного, пешеходного и велосипедного трафика.
5. Обозначенный центр, где будут собираться жители и пересекаться транспортные потоки: парк, площадь, лесная аллея, улица.
6. Плотное озеленение для комфорта жителей.
7. Качество архитектуры и городского планирования — гуманистическая направленность, акцент на эстетике и удобстве архитектуры. Частое использование элементов неоклассики.
8. Устойчивое развитие — экология, энергоэффективность, больше местного производства, минимизация воздействия на окружающую среду.

g6UmfqrffEU.jpg
Сисайд, США — манифест Нового урбанизма

Новый урбанизм в России
В нашу страну идеи нового урбанизма пришли гораздо позже, чем в страны Европы и Америку. Количество проектов, которые включают в себя хотя бы некоторые принципы направления, растет, но действительно хороших — несколько десятков по России.
В городах — это, конечно, новые жилые комплексы.

3Hrsk46cJqE.jpg
Эко-квартал FLORA & FAUNA, Новосибирск

Например, элитный ЖК «Загородный квартал» в Химках от компании RDI. На территории комплекса — широкие пешеходные зоны, 15 километров велодорожек, 8 парков, детские, спортивные площадки и свой участок набережной Москвы-реки.

Новосибирский эко-квартал Flora&Fauna тоже позиционируется в концепции нового урбанизма. Шесть из девяти гектаров жилого комплекса занимают парковые и прогулочные зоны с велосипедными дорожками. Высота домов 6–8 этажей — на уровне деревьев.

i4WfZyeueXs.jpg
Квартал На Московском в Тюмени

Квартал На Московском от Создателей строится в духе нового урбанизма: лесная аллея внутри закрытого двора, менее 100 метров до леса, пешая доступность детсада, гимназии, поликлиники, магазинов и крупного ТРЦ. Среднеэтажность — невысокие дома в 7–10 этажей. В проекте — сквозные парадные, соседский центр и закрытый двор. Внешний облик также соответствует принципам направления: разнообразие фактур и материалов фасада гармонично вписывается в контекст территории, сохраняется близость к природе.

Как повлияла пандемия

Пандемия изменила наш мир и внесла свои коррективы в образ жизни людей. Горожане все реже выбирают общественный транспорт и предпочитают ходить пешком, ездить на велосипеде или самокате. Сложность возникает, когда работа находится далеко от дома, а уличная среда не приспособлена для пешеходов, велосипедистов и самокатчиков.

В Милане, Нью-Йорке и Париже придумали, как решить проблему.

nJkbZn-ixLA.jpg
В Нью-Йорке на Бруклинской Парксайд авеню свободно гуляют пешеходы

Власти Милана пожертвовали 35 километрами автомобильных дорог, чтобы расширить пространство для пешеходов и велосипедистов. В Нью-Йорке для пешеходов выделили 64 километра дорог, но во временном формате: свободно гулять по ним можно только с 8 утра до 8 вечера, далее движение машин восстанавливается. В Париже тоже в срочном порядке нарисовали новые велосипедные дорожки, а также выделили больше места на тротуарах под ресторанные веранды и закрыли улицы вокруг школ, чтобы утром и вечером там не толпились родители.

Конечно, это не единственные города, которые приняли вызов нового времени. Их становится все больше, и осознанность горожан и, что важно, чиновников в организации пространства быстро растет.

Что дальше?

Общественный запрос на совершенствование городского пространства, удобство для пешеходов, экологичность, комфорт и благополучие горожан увеличивается и, безусловно, подталкивает застройщиков в направлении нового урбанизма.

Мы не сможем снести и заново перестроить все города, но в силах создать новые, основанные на главных постулатах направления, места. Мы способны создать лучший облик города — удобного, социально активного и безопасного для жителей.